ВОПРОС ЦЕНЫ
Будет много цифр и простой математики. Начинал свои путешествия я в студенческие годы и даже тогда, эти поездки для меня не становились обременительными. Источники моих доходов были непостоянны: стипендия, небольшая ставка в вузе и премии на ней, стихийные подработки, работа летом на стройке, какой-то денюжкой в определенные моменты помогали и родители. В среднем в студенческие годы (2015-2018 гг) за месяц я тратил примерно 18-23 тр. за всё. Или 600-750 рублей в день. За эти годы у меня было четыре наиболее значимых поездки:
- Камчатка в 2015 году – 16 дней – около 50тр. за всё. Здесь 24тр. стоил тур и еще 18тр. билеты до Камчатки, туда-обратно.
- Крым в 2016 году – 10 дней – около 13тр. за всё. Здесь 5 тр. стоил перелет до Симферополя, туда обратно.
- От Алтая до Владивостока в 2017 году – 48 дней – 124тр. за всё. Здесь 62тр. стоили два тура и 20тр. перелёты до Алтая и после из Владивостока.
- от Курил до Калининграда в 2018 году – 23 дня – 70 тр. за всё. Здесь 30тр. перелёты Москва - Южно-Сахалинск и Москва – Калининград – СПб. Отдельно стоит выделить хождение по Охотскому морю на теплоходе, от Сахалина до Курил – 10тр.

Что можно заметить? По факту, моей главной задачей было найти деньги на перелёт и коммерческий тур, если таковой вообще имеется. Возьмём поездку 2017 года и отбросим две эти статьи. Остаётся 42тр. за 48 дней или 875 рублей в день, что достаточно близко к показателям стоимости моего проживания в городе в те годы (600-750 рублей в день). В 2016 этот показатель и вовсе равнялся 800 рублям в день. 2015 для обсчета не очень подходит, поскольку поездка была исключительно под тур, но тем не менее этот показатель составил 500 рублей в день. В 2018 цифра взлетела до 1300 рублей в день. Тем не менее, средняя цифра за четыре года составила 870 рублей в день, что вполне сопоставимо с проживанием в городе, значит высказанный в начале абзаца тезис верен. Таким образом, средняя сумма, которую мне нужно было накопить в год для поездки, составляла 42тр. Иными словами, мне нужно было откладывать по 115 рублей в день. Такую сумму, мне кажется, можно найти почти в любой ситуации.

Что касается более свежих поездок, в том числе с использованием добровольческих проектов, то вот небольшая сводка по некоторым из них:
- Зимний Байкал в 2019 году – 20 дней – 48тр за всё. Перелёт до Иркутска и обратно 20 тр. и волонтёрский взнос 15тр. да, такое бывает.
- Камчатка в 2019 году – 28 дней – 51тр. за всё. Перелёт до Камчатки и обратно 22тр.
- Маньпупунёр в 2020 году – 20 дней – 33 тр. за всё. Перелёт до Сыктывкара и обратно – 7,5тр. и 10тр. волонтерский взнос.
- Ергаки в 2021 году – 18 дней – 32 тр. за всё. Перелёт до Красноярска и обратно – 15тр.

За период с 2015 по 2021 я толком не почувствовал ни инфляции, ни кризисов, меняется только статья проживания: от оплаты общаги до ипотеки. В остальном же я спокойно помещаюсь в те же 20тр., ни в чём себе ни отказывая. Поэтому эти расчеты актуальны для меня и по сей день. Разумеется, это работает при моём сценарии использования. Я не обременен никакими зависимостями, будь то чай, кофе, табак или постоянные перекусы, мой псевдо-нордический характер позволяет держать голову в холоде и конвертировать абстрактные желания в строгие цифры.

Как итог, я не могу назвать путешествия по России дорогими. Просто нужно уметь адаптироваться и не искать янтарь на вулканическом пляже, не ждать пятизвёздочного сервиса в тайге, а путешествовать туда и отдыхать там, для чего наша страна создана – простор и дикая природа. Самолёт на самом деле не такой уж и дорогой, просто нужно заранее планировать свою поездку, и здесь сложнее, наверно психологически. С одной стороны, ты летишь за 10тр. из конца в конец, но в пределах одной страны, а с другой стороны за такие же деньги ты пролетаешь над десятками европейских стран. Тебе кажется, что в первом случае с тебя берут невероятные деньги, но ты забываешь, что только что преодолел девять часовых поясов и оказался в другой части света, вместо того чтобы пролететь десятки стран размером с чей-то огород.